Православный мир очень разнообразный. Существует набор правил и норм, который должен определять жизнь православной церкви. Но жизнь оказывается намного шире, чем эти нормы. Это определяется многими причинами: историческими, культурными, современной общественно-политической ситуацией. Например, конфликт между двумя старейшими патриархатами — Антиохийским и Иерусалимским — обусловлен широкими рамками израильско-палестинского конфликта.
Есть и бытовые различия. Например, в русских церквях не принято сидеть во время службы, а в греческой и большинстве других стоят лавочки. У греков принято исповедоваться примерно раз в месяц, но это основательная беседа с духовником. В русских церквях принято исповедоваться перед каждым причастием.
Есть различия и в системе управления церквей. Например, в греческой церкви нет жесткой иерархии церковной власти. А предстоятель церкви, архиепископ Афинский, является лишь председателем Синода — его личные решения не имеют никакого влияния на жизнь отдельных епархий. Противоположная ситуация в Русской церкви. Так происходит в силу исторических обстоятельств и личных харизматических особенностей предстоятелей. Скажем, роль александрийского папы в период поздней Античности была абсолютная — даже больше, чем власть римских пап. Но сейчас наоборот: Александрийская церковь является одной из наиболее демократичных среди православных поместных церквей. Александрийский патриарх во всем советуется со своим Синодом, постоянно прислушивается к голосу верующих — сейчас это уже не столько греки, сколько коренные жители африканских государств. Он пошел на беспрецедентный шаг, решив в 2016 году восстановить древний институт диаконисс для женщин. Этот институт в некоторой степени соответствует диаконскому служению, которое бóльшую часть церковной истории занимали мужчины.
Архимандрит Кирилл (Говорун), доктор богословия, научный сотрудник Колумбийского университета (США)
Православные церкви отличаются в основном народными традициями и степенью модернизации. Болгары, например, полностью перешли на разговорный язык (но народу в храмах от этого стало не больше, а меньше). Греки и многие другие перешли на европейский календарь; русские, сербы и грузины — нет. У поместных церквей есть свои святые, некоторые особенные праздники — например, Покров (хотя праздник и византийский, сейчас он есть только в России). Но в целом традиция имеет тенденцию к однородности — за счет усилившегося общения православных разных стран.
Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент истфака МГУ, преподаватель Сретенской духовной семинарии
Добавить комментарий