Сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел дискуссионный семинар «Подростки в приходской общине»

22 мая 2022 года в рамках XXX Международных образовательных чтений прошел дискуссионный семинар «Подростки в приходской общине». Дискуссию модерировал руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).

Отец Геннадий отметил, что на протяжении последних лет Синодальный отдел на различных площадках поднимал вопросы жизни детей подросткового возраста в приходах. Сейчас же «пришло время подумать о том, как мы, взрослые христиане, можем подготовиться к этому кризисному возрасту и что мы можем сделать дальше, чтобы пережить его вместе? Пережить, поддержать и сохранить юного человека в Церкви».

Для поиска ответов на эти вопросы были приглашены эксперты: священник Павел Островский, миссионер, настоятель Георгиевского храма в поселке Нахабино (Московская область); Алексей Шириков, теолог, редактор портала «Иисус», автор «Дневников поста»; Егор Коврижкин, руководитель подросткового клуба технического творчества «Самоделкин», создатель и руководитель детского православно-ориентированного лагеря «Звезда Вифлеема»; Марина Козлова, заместитель зав. кафедрой социальной работы и защиты прав населения РПУ, психотерапевт; Арсений Карпенко, миссионер, ведущий молодежного телеграм-канала OrthodoxHouse; священник Димитрий Прохоров, руководитель отдела Норильской епархии по работе с молодежью, руководитель подросткового клуба «В притворе».

Марина Козлова, описывая возрастные особенности подростков, вспомнила о культуре воспитания в так называемых примитивных обществах, где нет разделения детского и взрослого миров и нет острых детско-родительских конфликтов. «Вопрос не в гормональной перестройке подростков, не это делает детей неуправляемыми. Дело в том, что ребенок хочет, чтобы его принял взрослый мир, а мы его не принимаем: ʺТы еще маленький, твоя цель — учитьсяʺ. И, к сожалению, воскресные школы становятся в эту же линию». Эксперт подчеркнула потребность подростков в том, чтобы объединяться вместе и что-то вместе делать. «Если Церковь предложит такое место, то множество проблем будет решено», — сказала М. Козлова.

Размышляя о лидере подросткового сообщества, Егор Коврижкин отметил: «Человек, который работает с подростками, должен обладать ярко выраженными лидерскими качествами. Он должен уметь включать детей в поле своего личного интереса. Это не тот, кто просто передает знание. Если лидер сам ходит в храм и просто приглашает в храм — он делает больше, чем классический ʺвоскресношкольныйʺ педагог! Нам нужен тот педагог, кто готов личностно тратиться и вести за собой. Он должен не передавать материал, а отдавать себя детям».

Священник Павел Островский, продолжая разговор о компетенциях приходского педагога и базовых подростковых потребностях, заметил, что педагогу, прежде чем что-то говорить детям, нужно научиться молчать: «Сначала нужно замолчать. Уметь терпеть и быть честными с детьми. Потому что воспитание — не ʺэкспрессʺ, а ʺмедленная электричкаʺ. Нельзя спешить, нужно открывать подростку возможности для совместного молчания и общения».

Говоря о задачах педагога, спикер указал: «Мы не должны ставить перед собой задачу ʺпривести детей к Богуʺ. Наша задача другая — создать добрую атмосферу в приходе. Тогда есть шанс, что если семечко упадет, то прорастет».

Эксперты делились опытом воспитания и взросления в своих семьях и в своих приходах, размышляли о том, как семья может подготовиться к кризису и какие условия может создать приход для жизни подростка в Церкви. По словам Егора Коврижкина, если подростку нужно общение, значит нужно создавать, в первую очередь, площадку для общения в приходе. Но дальше, чтобы среда не начала разлагаться, нужно переходить ко второй задаче — приглашать детей в общее дело, которым горит подростковый лидер.

«Необходимо сделать все возможное для того, чтобы подростки взрослели в Церкви, в кругу друзей, рука об руку со значимым для них церковным взрослым, — подытожил обсуждение отец Геннадий (Войтишко). — Если приход станет для подростков безусловно принимающей и поддерживающей средой, то появляется дополнительная надежда на то, что данный жизненный этап может быть благополучно преодолен».

В целом, два часа оживленного общения были насыщены значимыми выводами, идеями, которые могут вдохновить приходского педагога и помочь увидеть в новом свете трудные области взаимодействия с подростками в своих приходах.

Полную запись семинара можно посмотреть на официальном YouTube-канале «Православное образование» по ссылке.

«Православное образование»/Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.