При участии Московской духовной академии прошла международная конференция «Классика и современность»

4-5 марта 2022 года состоялась Международная научная конференция «Классика и современность», приуроченная к 170-летию со дня смерти Н.В. Гоголя и В.А. Жуковского и 175-летию «Выбранных мест из переписки с друзьями». Конференция была организована Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова совместно с Московской духовной академией, Гоголевской комиссией Научного совета «История мировой культуры» РАН и отделом русской классической литературы Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН.

В конференции приняли участие ведущие российские литературоведы, а также специалисты по русской литературе из Китая, Кореи, Сербии, Словакии.

В первый день форума прошло заседание двух секций — «Гоголь и Жуковский» и «Последняя книга Гоголя: «Выбранные места из переписки с друзьями»». Во второй день также работало две секции: «Гоголь в современном мире» и «Творческое наследие Гоголя: история и современность».

Всего выступило около 40 докладчиков. Московскую духовную академию представляли преподаватели кафедры филологии архимандрит Симеон (Томачинский), доцент, к.ф.н., кандидат богословия, и С.В. Бурмистрова, доцент, к.ф.н.

Архимандрит Симеон (Томачинский) выступил с докладом на тему «Традиции богослужебной литературы в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя». В своем произведении Гоголь говорил так: «Еще тайна для многих этот необыкновенный лиризм — рожденье верховной трезвости ума, — который исходит от наших церковных песней и канонов», отметил, в частности, отец Симеон, добавив, что сам Гоголь переписывал богослужебные тексты, в частности из Миней, в отдельные тетрадки; эти выписки вошли в 9-й том Полного собрания сочинений и писем Гоголя в 17 томах и доступны для изучения.

В докладе С.В. Бурмистровой «Из истории критической рецепции Н.В. Гоголя в «Богословском вестнике» конца XIX — начала XX века» был проанализирован обширный пласт материалов о Гоголе, опубликованный на страницах дореволюционных номеров журнала. Бóльшая его часть касается вопроса о религиозном миросозерцании Гоголя, особенностях его личности. Хронологическая близость двух юбилеев писателя (50-летие со дня смерти в 1902 году и 100-летие со дня рождения в 1909 году) объясняет активное присутствие «гоголевского текста» в академическом журнале. Кроме юбилейных историко-литературных статей о Гоголе, в «Богословском вестнике» содержатся также публикации научно-богословского характера, в которых творческое наследие писателя выступает в качестве иллюстрации христианского вероучения. В докладе С.В. Бурмистровой отмечается, что диапазон оценок Гоголя, представленный в журнале, очень широк. Писателя называют основателем реализма в отечественной словесности и ревностным христианином, впервые провозгласившим в литературе идею «о необходимости согласования всего строя нашей жизни с требованием Евангелия». В то же время встречаются публикации, носящие либеральный оттенок, в которых Гоголь назван «посредственным мыслителем и плохим моралистом», а также высказано стремление избавить литературу от влияния «гоголевской школы». В заключении доклада отмечено, что «Богословский вестник» внес значительный вклад в научное изучение личности и религиозного пути Гоголя.

Пресс-служба МДА/Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.