«Запрет брить бороду содержится в Ветхом Завете. „И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им… <…> Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен“ (Лев. 19:1–2, 27–28).
С эпохи императора Ираклия I (575–641) в Византии вновь вошли в моду ветхозаветные образцы. До этого все священники брились и стриглись (а на Западе делают это и теперь)».
Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент истфака МГУ, преподаватель Сретенской духовной семинарии
«Ношение бороды и длинных волос священниками связано с традиционным обликом клирика. Русская церковь получила свое начало из Византии, первые епископы и священники на Руси были греками, и внешний вид священника утвердился в соответствии с тем, что было принято на православном Востоке. В восточнохристианской традиции борода была признаком благочестия мужчины — традиция воспринята еще из Ветхого Завета, когда бритье бороды отражало намерение мужчины выглядеть как женщина.
Образ бородатого добропорядочного христианина и гражданина сохранялся на Руси до XVIII века, пока Петр I не решил ввести западноевропейские стандарты внешнего вида для мирян и не приказал всем брить бороды. Однако это не коснулось священников, которые сохранили за собой право ношения бороды.
Внешнее отличие клирика от мирянина всегда было нормой для православного священства. Поскольку священник — это не профессия, а призвание».
Протоиерей Димитрий Рощин — настоятель храма Святителя Николая на Трех Горах, начальник управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Добавить комментарий