Давайте разберёмся, как функционируют наши храмы. Каждый из них — это организация, в которой трудится не только священник, но и другие работники: свечница, хор, преподаватели воскресной школы, сторожа, бухгалтер — штат довольно большой и, разумеется, настоятель должен платить людям какое-то жалованье. Из чего оно складывается? Из пожертвований, которые люди несут в храм. Идём дальше: есть коммунальные платежи, и немалые, есть расходы на строительство, есть масса других вопросов, требующих финансовых вложений, потому что никто ничего бесплатно нам не предоставляет. Свечи, просфоры, ладан, масло, вино, все прочие сопутствующие богослужению вещи мы покупаем сами.
Возьмём воскресные школы. Они есть практически при каждом храме нашего города. Там преподают преимущественно дипломированные специалисты, детей обеспечивают всем необходимым для занятий и зачастую кормят — это тоже масса расходов, а обучение в них бесплатное.
Перейдём к тому, откуда в храме берутся деньги. Храм — не государственное предприятие, он существует на добровольные пожертвования людей, которые заказывают требы, покупают свечи и так далее. Храму, который находится в центре города, немного легче, потому что вокруг живёт много людей, а вот находящимся на окраине будет сложнее — там и людей меньше, и заработки у них ниже. Что касается цен: понятия «цена за требы» у нас нет. Есть добровольное пожертвование, условная стоимость треб. Когда вам называют определённую сумму — это условный размер пожертвования, то есть та сумма, которую хотелось бы получить в идеале. Но пожертвование это добровольное, подчёркиваю. Если в храм придёт человек и скажет, что хочет крестить ребёнка, но у него нет средств, ему не откажут.