Пастыри за партой: как организованы курсы для духовенства в Московской епархии

Одна из важных профессиональных компетенций духовенства — его образовательный уровень. В 2020 году на базе Перервинской духовной семинарии возобновились курсы повышения квалификации клириков Москвы. Прошедший год стал десятым годом работы курсов. С этого момента на курсах прошли подготовку пять групп клириков, занимавшиеся по двенадцати предметам. Всего за данный период повысили свою квалификацию 190 священнослужителей Московской епархии.

В 2020-2021 учебном году в связи с эпидемической ситуацией Центр образования духовенства стал реализовывать образовательные программы в дистанционном формате, что позволило в меньшей степени отрывать слушателей курсов от богослужебной жизни приходов. В том числе благодаря этому удалось достичь наибольшего за время существования курсов показателя по числу прошедшего обучение духовенства — 157 клириков.

Оглашая эту статистику в своем докладе на Епархиальном собрании Московской епархии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что повышение квалификации священнослужителей — «дело, не имеющее аналогий не только в истории Русской Церкви, но и в истории всей семьи Поместных Православных Церквей». Он выразил убеждение, что потребность в открытии таких курсов во всех епархиях, где это возможно, давно назрела.

На портале «Приходы» опубликовано интервью ректора Перервинской духовной семинарии, доцента кафедры церковной истории иеромонаха Аполлинария (Панина), в котором он рассказал о том, как организованы курсы для духовенства в Перервинской духовной школе.

— Были ли сложности с подготовкой преподавателей к дистанционному обучению?

— Когда в сентябре 2020 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Центр образования духовенства г. Москвы был переведен из Новоспасского монастыря в Николо-Перервинскую семинарию, в условиях эпидемиологических ограничений было принято решение проводить занятия на курсах повышения квалификации клириков дистанционно на платформе программы Microsoft Teams. В этом нас поддержал первый викарий по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий.

Сложности, конечно, были, но они были гораздо раньше, когда в силу сложившихся обстоятельств нам нужно было перевести часть студентов бакалавриата на дистанционное обучение.

Тогда перед Перервинской семинарией встал выбор: использовать простые средства видеоконференций или начать создавать образовательную среду. При использовании интуитивно понятных средств видеоконференции, с которыми большинство преподавателей уже знакомы, сложностей с обучением работе в ней не возникало. Однако набор возможностей оставлял желать лучшего. Отечественные предложения в данной области не решали проблемы масштабируемости, когда в видеосеминарах принимает участие большое число обучаемых. Мы изучили опыт ведущих вузов и по примеру Высшей школы экономики начали разрабатывать и внедрять образовательную среду на базе индустриального масштабируемого продукта от компании Microsoft, с которой у нас уже было партнерское соглашение.

Это было сложное решение, но сейчас мы понимаем, что оно было правильным. Для преподавателей и студентов семинарии были организованы занятия по обучению навыкам владения данной программой. Конечно, в начале было небольшое противление среди членов корпорации, но наши профессора и преподаватели быстро оценили возможности Microsoft Teams и сейчас широко используют их даже в очном обучении. Две трети наших преподавателей имеют степень доктора или кандидата наук, они здравые люди, готовые обучаться нужным вещам.

Задачу по обучению преподавателей на курсах упростило то, что среди них есть преподаватели семинарии. Опыт онлайн-лекций со студентами им очень пригодился. Остальные постепенно тоже освоили нашу образовательную среду.

Аудитория слушателей курсов, конечно, несколько иная. Зачастую клирики, проходящие обучение, уже в возрасте. Иногда бывают проблемы с компьютерной грамотностью. Для этого в штате курсов есть методист, который постоянно участвует в занятиях, помогает преподавателям и слушателям с подключением, а заодно проверяет посещаемость. Участие в виртуальном классе требует от слушателя развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем. Однако большинство слушателей активно и быстро осваивают нашу образовательную среду и очень хорошо о ней отзываются.

— Есть ли какие-то требования к слушателям дистанционных занятий?

— В целом требования к слушателям очных и дистанционных занятий совпадают: это обязательное присутствие на лекциях, систематическое выполнение заданий, самостоятельное освоение учебного материала на основании рабочих программ дисциплин.

— Как изменилась программа курсов? Как подбираются преподаватели?

— Программа курсов состоит из более чем десятка дисциплин и включает в себя разделы догматического богословия, пастырского душепопечения, богослужебной практики, миссиологии, сектоведения, церковной социальной деятельности. Курс разделен на базовую и вариативную часть. Базовая часть более стабильна, а вариативная отвечает на актуальные запросы современной практики священника. Например, сейчас в вариативный раздел включены такие предметы, как «Пастырская психиатрия» и «Проблематика оккультизма».

При переходе на дистанционное обучения мы, не меняя коренным образом программу, несколько изменили состав преподавателей, стараясь привлечь наиболее компетентных в своих областях специалистов. Это руководители и ведущие специалисты синодальных учреждений, преподавателей духовных и светских высших учебных заведений, профильные кандидаты и доктора наук, опытнейшие клирики г. Москвы.

Так, например, предмет «Имущественное положение Церкви в современном государстве» на курсах преподает руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега), а предмет «Социальная деятельность» — председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон. Пастырскую психиатрию читает практикующий врач-психиатр — профессор психиатрии Василий Глебович Каледа. Зачастую время занятия уже закончилось, а слушатели продолжают общаться с преподавателем, узнавая новое и находя ответы на имеющиеся у них вопросы.

— Все ли клирики епархии, которые должны пройти курсы, их прошли? Через сколько лет им опять нужно будет пройти курсы?

— В соответствии с Положением о курсах клирики Московской епархии один раз в семь лет обязательно повышают уровень своих богословско-пастырских знаний, а также знакомятся с актуальной современной проблематикой жизни нашей Церкви. Число слушателей в год рассчитано таким образом, что когда все клирики пройдут повышение квалификации, у прошедших обучение проходит семь лет после его начала, и начинается новый семилетний цикл.

Обучение на курсах повышения квалификации является обязательным для всех священнослужителей Русской Православной Церкви за небольшим исключением.

От прохождения курсов освобождаются: клирики, имеющие ученые степени кандидатов и докторов богословия (теологии); священнослужители, достигшие возраста 65 лет; клирики, имеющие ученые степени кандидатов и докторов наук при наличии у них высшего богословского (теологическое — имеющее церковную аккредитацию) образования.

— Перенимают ли опыт организации курсов другие епархии?

— В соответствии с решением Священного Синода от 27 декабря 2016 года (журнал № 119) курсы повышения квалификации священнослужителей в настоящее время организованы во всех епархиях Русской Православной Церкви.

Тогда, в 2016 году, курсы повышения квалификации священнослужителей Московской епархии стали образцом для остальных. И сейчас в Учебном комитете, где я также несу послушание, доводится часто общаться с руководителями региональных курсов, делиться опытом, обсуждать перспективные практики и направления обучения.

Портал «Приходы»/Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.