Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию на подворье Русской Церкви в Дамаске

6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в домовом храме в честь священномученика Игнатия Богоносца при Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске.

Его Высокопреосвященству сослужили викарий Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X епископ Дарайский Моисей, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриаршем престоле игумен Арсений (Соколов), архимандрит Георгий Жилю, протоиерей Андрей Страйков, окормляющий базу Хмеймим, секретарь председателя ОВЦС священник Александр Карзан, архидиакон Иларион Башара.

За Литургией молился руководитель сирийского отделения федерального агентства «Россотрудничество» Н.В. Сухов.

По завершении богослужения с приветственным словом к митрополиту Илариону обратился игумен Арсений (Соколов), в частности, отметив:

«В военное время, когда на наш двор часто сыпались гильзы, Вы не побоялись и приехали, и вместе с Блаженнейшим Патриархом Иоанном совершили Божественную литургию и наполнили евхаристической радостью наши сердца.

Сегодня мы вновь разделяем Вашу архиерейскую молитву. И вновь в непростое время, ибо мир находится на грани катастрофы. Все в руках Божиих, но мы верим, что молитвы Церкви тоже многое значат. Господь слышит молитвы Своей Церкви, внемлет им и отвечает по Своему человеколюбию. Его Божественное правосудие уравновешивается Его милосердием.

Мы, Представительство Русской Церкви в Дамаске, поддерживаем Вас нашими молитвами, молимся о Вас и просим также не забывать и нас в Ваших молитвах.

Дорогой владыка, еще раз Вас сердечно приветствую в этом храме. Вы не раз бывали в нем. Мы с Вами знакомы не первый и не второй десяток лет. И для меня Вы являетесь примером пастырства и трудолюбия, примером научного упорства. Во многом я равнялся, равняюсь и буду равняться на Вас.

Сердечно благодарю Вас, дорогой владыка, за Ваши молитвы и за Ваше посещение. Молитесь о нас. Исполла эти деспота».

В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Ваше Преосвященство, владыка Моисей! Ваше Высокопреподобие, отец игумен Арсений, настоятель этого святого храма и представитель Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском! Дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

Всем вам, прежде всего, хотел бы передать благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший Патриарх неоднократно бывал в стенах этого Представительства, совершал здесь Божественную литургию и, напутствуя меня в это путешествие, просил передать свое благословение, свою любовь.

Позавчера, прибыв на эту благословенную землю, мы имели возможность встретиться с Его Блаженством Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X, обсудить двусторонние отношения между нашими Церквами, то, что происходит в мире, наметить пути дальнейшего сотрудничества.

А сегодня Господь привел нас сюда — в Представительство Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском, где мы по благословению Его Блаженства совершили сегодня Божественную литургию.

Всякий раз, когда мы собираемся на Божественную литургию, мы становимся участниками Тайной вечери Христовой, потому что служителем Божественной литургии является не священнослужитель, будь то митрополит Иларион или игумен Арсений, или какой-либо еще священник, а Совершителем Божественной литургии является Сам Господь Иисус Христос. В тот момент, когда священник облачается в священные одежды, когда он предстает перед престолом Божиим, все, что совершается дальше, осуществляется не его усилиями или способностями, а благодатной силой Божией. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми не потому, что какой-то достойный священник или видный архиерей возглавляет службу, а потому, что вся церковная община молится о том, чтобы Святой Дух сошел на Святые Дары и сделал их Телом и Кровью Христа. И молитва каждого члена общины имеет здесь значение, потому что, как сказал нам Господь Иисус Христос, «где двое или трое будут собраны во имя Мое, там Я среди них».

Так это происходит и по сей день. Достаточно двух или трех человек и, конечно же, канонически рукоположенного священника, чтобы состоялось это Таинство, чтобы совершилось преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Но происходит это не нашими усилиями. И здесь нужно не два или три человека, и не две или три тысячи, а здесь необходим Сам Господь, нужны Его благодать, Его Божественное присутствие для того, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа.

Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, каждый из нас должен, прежде всего, испытать самих себя, чтобы с чистой совестью подходить к причастию Святых Христовых Таин. Вот почему в Русской Православной Церкви установился обычай исповедоваться перед причащением: чтобы по возможности, очиститься от всякой скверны плоти и духа, принести покаяние за грехи. И приступить к причастию Святых Христовых Таин не так, как приступал фарисей к молитве, но так, как приступил к молитве мытарь, который не видел за собой никаких заслуг, а лишь одни грехи, и он надеялся не на свои добродетели, посты и аскетическое трудничество, а на благодать Божию.

Мы вступаем в поприще Великого поста. Это время, которое дано нам для покаяния и для испытания нашей совести. Шесть недель Великого поста — время, когда Церковь особым образом будет поучать и наставлять нас на путь покаяния, а в седьмую седмицу, Страстную, мы вместе с Господом нашим Иисусом Христом проживем последние дни Его земной жизни, пройдем через Его испытания, страдания и скорби, через которые Он прошел, чтобы искупить нас от всякого греха, вечной смерти и даровать нам жизнь вечную.

Весь этот путь, который будет длиться в течение семи недель, завершится праздником Светлого Христова Воскресения. Если мы проведем эти дни Великого поста и дни Страстной седмицы так, как заповедовала нам Церковь, то сердце наше наполнится в праздник Воскресения Христова особой радостью. Именно об этой радости Господь сказал Своим ученикам: «Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21).

Сегодня, живя в этом мире и переживая тяжелые испытания, которые выпадают на долю отдельного человека, целых семей, целых народов и целых стран, мы помним о том, что благодать Божия спасительная не оставляет ни одного человека в беде. На помощь, милость и благодать Божии мы надеемся. Мы приходим в храмы, собираемся вокруг престола Божия и причащаемся Святых Христовых Таин, чтобы Господь дал нам силы и помогал сохранить душевный мир в этом мире, раздираемом конфликтами, злобой, нестроениями и войнами.

Я желаю вам, дорогой владыка, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, чтобы Господь хранил вас и помогал всем нам идти по пути, ведущему в Царство Небесное. Аминь.

Всех поздравляю с праздником».

Обращаясь к митрополиту Илариону, епископ Дарайский Моисей поблагодарил владыку за совместную молитву и попросил передать Святейшему Патриарху Кириллу выражение почтения и поклон.

«Радуюсь встретиться в этом месте, в этой церкви, ибо у нас одна Церковь — здесь и в России. Сегодня мы входим в пост. Дай Бог нам здоровья, чтобы встретить Воскресение Христово», — сказал, в частности, иерарх и преподнес владыке Илариону памятный подарок.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.