Комментарий относительно законопроекта «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статью 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) относительно внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта № 369263-8 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статью 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»».

В публичной сфере высказываются опасения, что данный законопроект, предусматривающий закрепление правила о ничтожности сделок приватизации находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, заключенных после вступления в силу Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», направлен на фундаментальный пересмотр итогов приватизации в России и повлечет нарушение прав добросовестных приобретателей бывшей церковной недвижимости.

Однако, такие опасения напрасны.

Еще в 1994 г. указом Президента РФ от 26.11.1994 N 2121 был установлен запрет на приватизацию памятников истории и культуры. В 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «Об объектах культурного наследия…», согласно ч. 2 ст. 50, которого объекты религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям. Федеральный закон от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ также предусматривает норму (п. 2 ст. 3), в силу которой публичное «имущество религиозного назначения отчуждается из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций».

Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Поэтому ничтожность сделок по приватизации церковного имущества по существу уже предусмотрена нормами российского законодательства. И в этой части законопроект лишь более определенно констатирует уже существующий порядок вещей.

Кроме того, не следует забывать об ограничениях, связанных с правилами о сроке исковой давности, в течение которого сделка может быть оспорена заинтересованным лицом. Согласно ст.ст. 196, 200 ГК РФ срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. При этом в ГК РФ (п. 2 ст. 196 ГК) закреплен общий императив о том, что срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.

Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *