Стать святым нетрудно: надо просто иметь веру. Святой — не тот, кто не грешит, а тот, кто умеет преодолевать грехи. Первые святые — мученики, их почитали на основании их казни за веру в Христа. Потом святыми становились аскеты или очень уважаемые архиереи. Крайне редко — миряне.
Канонизация — западный обычай. На Востоке святых признавал сам народ (обычно — если помогали молитвы этому человеку или происходили какие-то странные вещи с его останками: либо нетление, либо, наоборот, очень быстрое тление, либо мироточение, либо исцеление от прикосновения и т. п.). Люди быстро и без всякой связи с духовенством разносили молву о силе мощей святого, начиналось массовое паломничество к его могиле, и только на этом этапе подключались (обычно очень неохотно) церковные власти.
Доказательств никто не собирал: обмануть народ было непросто. Если молитвы не помогали, а исцелений от мощей не было, почитания не возникало и святой не появлялся. Любопытно, что патриархи и императоры считались святыми „по должности“ — но только при жизни (так сказать, авансом). При этом в случае крупных просчетов их могли свергнуть и даже убить — именно как осквернивших святыню своего сана. После смерти императоры и патриархи почитались крайне редко. В России идею формальной канонизации (с расследованием и доказательствами) позаимствовали из Рима в XVIII веке. У греков ее до сих пор нет: включение святых в календари проходит без четко определенной процедуры, главным образом на основании народного почитания.
Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент истфака МГУ, преподаватель Сретенской духовной семинарии
Комиссии по канонизации святых существуют при каждой епархии или, во всяком случае, митрополии. Они собирают материалы и представляют их в комиссию при Священном Синоде, которая их тщательно изучает.
Инициаторами прославления в лике святых обычно и выступают эти комиссии при поддержке местных архиереев. Но что будет вначале — народное почитание или инициатива комиссии, — зависит от конкретной ситуации. В случае с новомучениками обычно инициатива исходит от правящего архиерея. Члены комиссии занимаются сбором сведений о пострадавших в годы гонений членах Церкви, и, когда такие материалы находятся и становится очевидным, что кто-то пострадал за веру и церковь, эти данные ложатся в основу постановки вопроса о его канонизации. Нередко бывает, что имя этого новомученика оказывается забытым широким кругом верующих и говорить о его почитании не приходится. Вместе с тем есть случаи, когда действительно имеется народное почитание какого-то праведника и комиссии приходится изучать вопрос, с чем связано это почитание, изучать его жизнь, его молитвенные подвиги, чистоту его веры. Обычно это бывает с преподобными, блаженными и другими ликами святых.
Иногда материалы таковы, что приходится сразу отклонять кандидатов, потому что сразу ясно, что нет никакого предмета для разговора. Бывает, что предмет для разговора есть, но остаются вопросы, которые нужно дополнительно исследовать. Необходимы сведения о жизни этого человека и о его духовном облике. Если он подвергался преследованиям, то необходимо знать, как он их воспринимал и как их переносил. В связи с этим возникает необходимость детального исследования архивных документов, начиная с документов, свидетельствующих о его рождении и учебе, с послужных списков. В случае с новомучениками обязательно изучаются материалы архивно-следственного дела; проверяется, не назвал ли человек на допросах других людей, из-за чего они впоследствии пострадали. Надо сказать, что сейчас в значительной степени работа по канонизации новомучеников остановлена, потому что государство больше не дает такого свободного доступа к архивно-следственным делам.
Важным критерием святости является безупречное православие — то есть у человека не может быть каких-то отклонений от чистоты православной веры. И конечно же, чистое житие — то есть добродетельная жизнь без тяжких грехов, в которых человек не раскаялся.
Протоиерей Кирилл Каледа — настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове
Добавить комментарий