День памяти преподобного Лонгина Яренгского

ДНИ ПАМЯТИ:

  • 1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии
  • 3 июня – Собор Карельских святых
  • 11 июля (переходящая) – Собор Новгородских святых
  • 16 июля
  • 22 августа – Собор Соловецких святых
  • 29 октября

ЖИТИЕ:

О жизни святого Лонгина известно немного. Согласно писанию, Лонгин Яренгский жил в XVI веке и подвизался в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре вместе с праведником Иоанном. Игуменом обители тогда был Филипп (впоследствии ставший митрополитом Московским), под руководством которого жили святые. Иноки исполняли волю игумена, вели праведную жизнь и не чурались тяжелой работы.

В стенах монастыря святые занимались строительством, перевозкой по морю в обитель различных грузов. В 1561 году, возвращаясь в монастырь на судах, груженных строительными материалами для обители, преподобные Иоанн и Лонгин попали в бурю и утонули. Через некоторое время тела их были обретены нетленными в ста двадцати километрах от Соловецкого монастыря и похоронены в селении Яренга.

Согласно церковному преданию, вскоре от их мощей стали происходить чудеса, что привлекло множество людей. Над могилами святых была построена часовня, а впоследствии – храм в честь святителя Николая Чудотворца. При церкви образовался небольшой мужской монастырь, названный Яренгским. В 1635 году монастырь вместе с землями селения Яренга по ходатайству патриарха Иоасафа отдан в ведение Соловецкого монастыря.

В 1638 году состоялось перенесение мощей святых Лонгина и Иоанна во вновь построенный храм. Яренгский монастырь состоял под управлением Соловецкого монастыря до своего закрытия в 1764 году, когда был преобразован в приходскую церковь.

В этот день православная церковь поминает также святого мученика Лонгина Сотника. В народе его называют Сотником, или Вратником, поскольку, по церковному преданию, Лонгин стоял на страже у Гроба Господня. Наши предки считали, что он является сторожем, охраняющим дом от нечистой силы. Он занимает свой “пост” у ворот, которые означают границу между домом и остальным миром. Ворота считались одним из самых опасных для человека мест, поскольку именно здесь человека подстерегала нечистая сила, которая не могла проникнуть в дом.

Часто над воротами вешали образ святого заступника, иногда – венчальную или сретенскую свечу. В качестве оберега могли использовать и острые металлические предметы, например серп, зубья бороны или косу. В щели забора часто втыкали или около забора сажали колючие растения – боярышник, терновник, ежевику, можжевельник, чтобы они своими колючками задерживали нечисть и не давали ей подступиться к членам семьи.

Лонгину Сотнику молились также об исцелении от глазных болезней. А еще в этот день из сундуков выносили зимнюю одежду – проветривали на улице, подставляли ее под солнечные лучи, если погода позволяла, прокаливали на морозце. В народе говорили, что “солнечный свет хоть и недолог, а в этот день нам дорог” и “солнечный свет морозцем прихвачен, добр и целебен”.

Были и приметы на Лонгина Сотника, по которым ориентировались наши предки. Считалось, что если звезды в этот день яркие, то следует ждать хорошей погоды, а если тусклые – это к дождю и снегу. Если луна на Лонгина мутновата и бледна, скорее всего, будут мороз и снег.

Ориентировались и по птицам. Так, если гусь на одной лапе стоит, стоит одеться потеплее, а ворона садится клювом в ту сторону, с которой будет дуть ветер.

МОЛИТВЫ:

Тропарь преподобным Иоанну и Лонгину, Яренгским, глас 8

Я́ко зве́зды многосве́тлыя, от ю́ности возсия́вше,/ освети́ли есте́ сердца́ ве́рных пренесе́нием честны́х моще́й ва́ших,/ доброде́тельми чуде́с ва́ших, во пло́ти я́ко бо А́нгели на земли́, показа́стеся,/ поще́нием насажде́ни бы́сте, я́ко дре́во при вода́х воздержа́ния,/ напое́ни струя́ми слез ва́ших, и скве́рну омы́сте,/ сего́ ра́ди яви́стеся прия́телище Бо́жия Ду́ха, Иоа́нне и Ло́нгине,// моли́те Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Как звезды яркие, с юности воссиявшие, вы осветили сердца верующих перенесением почитаемых мощей ваших, добродетелями чудес ваших вы явились на земле, как ангелы во плоти, насаждены были пощением, как дерево у источника вод воздержания (Пс.1:3), напоенные потоками слез ваших, вы омыли нечистоту, потому стали вместилищами Духа Божия, Иоанн и Лонгин, молите Христа Бога о спасении наших душ.

Тропарь преподобному Лонгину Яренгскому, глас 1

Свы́ше Боже́ственною благода́тию просвети́вся, Богому́дре,/ мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни тече́ние соверши́л еси́,/ те́мже и по успе́нии источа́еши чуде́с благода́ть,/ и́же с ве́рою приходя́щим к тебе́, Ло́нгине всеблаже́нне./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Просла́вльшему тя в чудесе́х,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ние.

Перевод: Просветившись свыше Божественной благодатью, Богомудрый, со многим терпением ты совершил путь временной жизни, потому и после успения источаешь благодать чудес всем, с верой приходящим к тебе, Лонгин всеблаженный. Слава Давшему тебе силу, слава Прославившему тебя чудесами, слава Подающему через тебя всем исцеления.

Кондак преподобным Иоанну и Лонгину, Яренгским, глас 8

Яви́стеся свети́льницы всесве́тлии, во пло́ти а́нгели,/ я́ко Живота́ дре́во ра́йское,/ поще́нием, и бде́нием, и ве́рою возраща́еми, процвели́ есте́./ Моли́твами свои́ми Небе́сную благода́ть прие́мше,/ вра́чеве же кре́пцыи я́вльшеся,/ исцеля́ете неду́жныя и ду́ши с ве́рою прибега́ющих к ра́це моще́й ва́ших,/ чудотво́рцы сла́внии, Иоа́нне и Ло́нгине,/ сего́ ра́ди вси ве́рою и любо́вию вопие́м:// ра́дуйтеся, помо́рстей стране́ похвало́ и утвержде́ние.

Перевод: Явившись яркими светильниками, ангелами во плоти, как райское древо Жизни, взращиваемые пощением, бдением и верой вы процвели. По молитвам своим Небесную благодать приняв и став превосходными врачами, вы исцеляете больных и души всех с верой приходящих к раке с мощами вашими, чудотворцы прославляемые Иоанн и Лонгин, потому все с верой и любовью взываем: «Радуйтесь, Поморского края честь и сила».

One comment

  1. Илья:

    В день памяти преподобного Пимена Великого в Кожеезерском монастыре были отслужены вечерня, утреня и Божественная литургия. Богослужение совершил насельник Александро-Ошевенского монастыря иеромонах Вениамин (Юдин). Все молящиеся за литургией поисповедовались и причастились Святых Христовых Таин. Также братия совершили молебен с акафистом небесному покровителю обители преподобному Никодиму Кожеезерскому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *