В Дивеевском монастыре прошел круглый стол «350 лет Нижегородской епархии: история и современность»

10 ноября 2022 года в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялся круглый стол «350 лет Нижегородской епархии: история и современность», организованный Фондом преподобного Серафима Саровского.

В мероприятии приняли участие митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий, настоятель нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), советник главы Нижегородской митрополии Ольга Бараева, директор Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета (ННГУ) имени Н.И. Лобачевского доктор политических наук, профессор Михаил Рыхтик, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории Института международных отношений и мировой истории ННГУ доктор исторических наук, профессор Александр Корнилов, профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства ННГУ доктор исторических наук, доцент Андрей Кузнецов, старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и локальной истории Института международных отношений и мировой истории ННГУ кандидат исторических наук Александр Сорокин, директор Института русского языка Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ) имени Н.А. Добролюбова, доктор педагогических наук, доцент Наталия Макшанцева, проректор Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии (НГСХА) кандидат педагогических наук, доцент Елена Калинкина и другие нижегородские ученые — преподаватели высших учебных заведений, а также учителя истории православных гимназий и студенты вузов.

В начале встречи с приветственными словами к участникам мероприятия обратились митрополит Георгий и Михаил Рыхтик.

Глава Нижегородской митрополии отметил, что в ХХ веке историю России разделили на две части — историю государства и историю Церкви, однако это также противоестественно, как составлять подробную биографию человека, отделив его личную жизнь от общественной.

«История государства Российского — это в большей своей части история Русской Церкви. В советское время огромный мир русского Православия был закрыт для школьников, студентов, взрослых людей. Но как без религиозной составляющей понять суть подвига Александра Невского, Минина и Пожарского? Как говорить о Куликовской битве без упоминания преподобного Сергия Радонежского? Вера Христова — вот исток русской государственности. А не зная истоков, нельзя правильно определить исторические смыслы», — сказал владыка Георгий.

Михаил Рыхтик, приветствуя участников круглого стола, поблагодарил Нижегородскую епархию за активное развитие диалога между Церковью и школой. Он отметил, что обществу для дальнейшего развития в позитивном русле очень важно ответить на вопросы: кто мы? какую картину мира мы хотим видеть вокруг себя и как правильно, понятно преподнести модель этой картины подрастающему поколению?

Затем вниманию собравшихся был представлен фильм «350 лет Нижегородской епархии».

Архимандрит Тихон (Затёкин) выступил с докладом «100-летие действий советской власти по реквизиции церковных ценностей».

«Кампания по изъятию церковных ценностей развернулась в 1922 году. В Поволжье тогда свирепствовал голод. Он и стал предлогом для властей, чтобы начать ограбление Церкви. Святейший Патриарх Тихон, будучи убежден, что изъятие мыслится как добровольное пожертвование общин, написал воззвание к пастве, призвав помочь голодающим, отдав на их нужды драгоценные предметы, не имеющие богослужебного употребления. Но святитель заблуждался. Изъятие ценностей проходило насильственным способом. По данным Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Института системного анализа РАН, в 1922 число арестов людей, выступающих против изъятия церковных ценностей, достигло 16 тысяч, 500 человек погибли. Изъятое (за исключением малой части) пошло совсем не на нужды голодающих. Многое было продано за границу. Безвозвратно исчезли уникальные произведения иконописи, святыни России, произведения церковного искусства», — рассказал настоятель Вознесенского Печерского монастыря.

Выступление Александра Корнилова было посвящено личности игумена Исайи (Будюкина), служившего в Горьковской епархии в 1946-1978 годах. «Это был удивительный подвижник, прошедший через множество испытаний, переживший гонения советского периода. Ему приходилось менять приход за приходом, потому что властям был не угоден священник, возле которого всегда собиралась многочисленная паства, где бы он ни служил. Скорбей в жизни игумена Исайи было множество, но он сумел сохранить чистоту сердца и много помогал людям», — подчеркнул профессор.

«Я не дерзну, но духовные чада называют его старцем, потому что если понимать старчество как духовное водительство и помощь людям в преодолении страстей, то отец Исайя таким старцем и был. Он призывал людей смотреть вглубь себя, анализировать свои поступки, совершенствоваться духовно», — добавил Александр Корнилов.

Доклад Андрея Кузнецова «Поздняя потаенная проза Н.И. Кочина как источник по истории церкви города Горького в начале 1960-х годов» был посвящен повести «Путь Савла», которая относится к произведениям, написанным Н.И. Кочиным в 60-х годах ХХ века. Эта книга увидела свет лишь в 2007 году. Произведение дает некоторое представление о том, как жила Горьковская епархия в период хрущевских гонений.

«Видимо, большой лагерный опыт писателя (Кочин за антисоветскую деятельность провел в заключении десять лет), его общение с разными людьми привели к мысли, что именно верующие люди (прежде всего православные священники, но кроме них и старообрядцы, и представители других конфессий) обнаруживают в сложнейших условиях существования необыкновенную стойкость, милосердие и другие положительные качества человеческой души. Это было неожиданным для писателя. В повести Кочин показывает примеры людей, которые с атеистических позиций переходили на позиции Православной Церкви», — отметил докладчик.

Александр Сорокин рассказал участникам круглого стола о нижегородских священниках — депутатах Государственной Думы Российской империи: «Их было трое. Первый — протоиерей Феодор Владимирский, одно время являвшийся настоятелем Воскресенского собора Арзамаса. Он был депутатом II Государственной Думы и представителем той части Церкви, которая приветствовала революцию. Более того, его сын стал видным деятелем социал-демократического движения, а впоследствии даже наркомом здравоохранения РСФСР. Протоиерей Феодор Владимирский известен еще и тем, что, будучи в составе городской Думы, сумел провести в Арзамасе водопровод. Он общался с Горьким, по просьбе которого крестил брата Якова Свердлова. Священники Александр Альбицкий и Александр Бельский были избраны в IV Государственную Думу. Альбицкий служил в одном из сельских храмов Лукояновского уезда, Бельский — Семеновского. Оба были монархистами. В отличие от Владимирского, который активно работал в Думе и в первую очередь ратовал за отмену смертной казни, эти священники не проявили себя там так ярко, хотя сыграли видную роль в разработке различных законопроектов, касающихся религии, образования, местного самоуправления. Альбицкий в 1907 году был избран членом Учредительного собрания, а дальнейшем — делегатом Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов».

«Эти священники по-разному понимали свой долг перед государством, но каждый из них старался своей деятельностью улучшить жизнь сограждан», — заключил Александр Сорокин.

Далее состоялись обмен мнениями о направлениях научных исследований по истории Русской Православной Церкви и дискуссия о значимости исторического образования на современном этапе развития российского общества.

Нижегородская митрополия/Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.