Богослужение

Богослужение

Как будто мы попадаем в такое место, куда не достигают шум и суета жизни, улицы, всего того, что обычно наполняет наши дни и даже ночи, – место, где вся эта суета не имеет над нами власти.
Мы понимаем тогда, почему службы должны быть длинными и как будто монотонными. Мы понимаем, что совершенно невозможно перейти из нормального состояния нашей души, наполненной суетой, спешкой, заботами, в тот иной мир без того, чтобы сперва успокоиться, восстановить в себе известную степень внутренней устойчивости.
Вот почему те, которые думают о церковных службах только как о каких-то обязательствах, которые всегда спрашивают о “минимальных требованиях” (“Как часто мы должны ходить в церковь?», «Как часто мы должны молиться?”), никогда не смогут понять настоящего значения богослужений, переносящих нас в иной мир – в присутствие Самого Бога! – но переносят они нас туда не сразу, а медленно, благодаря нашей падшей природе, потерявшей способность естественно входить в этот иной мир.
о. Александр Шмеман

Рассказывают, что на вопрос одного западного гостя – кратко охарактеризовать Русскую Православную Церковь – патриарх Алексий I ответил одной лишь фразой: “Это Церковь, которая совершает Божественную Литургию”.

Келейное правило и храмовое богослужение – две половинки одного целого, из которых одна поддерживает и оживляет другую. Где нет одной из них, там и вторая постепенно сходит на “нет”. Древние христиане собирались в катакомбы на общее богослужение с риском для жизни. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их” (Мф. 18:20). игумен Борис (Долженко)